• конкурс
  • АТП
  • Администрация приморского края
  • Раша травел
  • Аудио гид
  • топ тип

Бывали ли вы в Приморском крае?

Владивостокская крепость

В истории экономического, политического и военного освоения Россией Дальнего Востока Владивосток сыграл исключительно важную роль как военный пост, военно-морская база, торговый порт и конечная точка Великой сибирской железнодорожной магистрали.

В первые десятилетия ХХ века Владивостокская крепость по праву считалась сильнейшей морской крепостью мира, и осталась таковой в истории фортификации. Официально просуществовала 34 года – с 1889 по 1923. С 80-х годов XIX века по 1917 год на ее строительство израсходовано более шестидесяти миллионов золотых рублей, оборонительные сооружения размещены на площади, даже сейчас большей, чем зона современной городской застройки

Идея создания во Владивостоке крепости принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику П.Ф. Унтербергеру, известному, впоследствии, административному деятелю и исследователю Дальнего Востока.

В 1877 году во время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений с Англией, военные инженеры Морской строительной части Сибирской военной флотилии подполковники Зотиков и Петропавловский спешно возвели земляные батареи на входе в бухту Золотой Рог на мысах Голдобина, Эгершельда, Бурном. Прибывший во Владивосток в 1878 году Унтербергер признал эти меры недостаточными и предложил разместить дополнительно береговые батареи на полуострове Шкота, мысе Голдобина, Назимовском полуострове и северной части Русского острова и возвести сильные укрепления временного характера на горе Орлиное Гнездо и других высотах, непосредственно примыкающих к центру города. Места для береговых батарей Унтербергер выбрал настолько удачно, что через двадцать лет эти укрепления только перестроили из дерево-земляных в бетонные, но общая конфигурация береговой обороны осталась неизменной.

В 1889 году Владивосток был официально объявлен крепостью.

В период до 1898 года, под командованием первого начальника инженеров крепости полковника К.С. Чернокнижникова, была построена закрытая от обстрела центральная военная дорога, прорыт канал через перешеек Саперного полуострова острова Русский, начали возводить на высотах севернее реки Седанки форты Северо-Восточный, Северо-Западный, а также форт Южный на горе Русских острова Русский.

В 1900 - 1904 гг. под руководством начальников инженеров крепости полковника В.И. Жигалковского и строителя Владивостокских укреплений полковника С.Ф. Чижа построили форты Муравьева-Амурского, Суворова, укрепления № 1, 2, 3 (позднее-форт Линевича), редуты № 4, 5 и три люнета. Укрепления соединялись между собой оградой в виде рва и земляного вала, которая тянулась от Амурского залива до бухты Тихой. На острове Русском возвели форт Русских на одноименной горе и укрепление № 4 (позднее - форт Поспелова) на Саперном полуострове. Кроме того строились и перестраивались 23 береговые батареи.

После поражения в русско-японской войне и потери Порт-Артура Владивосток остался единственным портом России на Дальнем Востоке, имеющим развитую инфраструктуру и соединенным с центром страны железной дорогой. Соответственно Владивосток стал главной базой военно-морских сил России на Дальнем Востоке.

В 1910 - 1916 годах крепость кардинальным образом усилили по проекту, разработанному коллективом военных инженеров под руководством инженер-генерала А.П. Вернандера. По этому проекту построили форты 1 - 7 и опорные пункты литер А, Е, Ж, З по южному борту долины реки Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты 9 - 12 на южном и восточном побережье Русского острова, вновь построили или реконструировали более 30 береговых батарей, возвели 23 береговых противодесантных капонира, 13 тоннельных пороховых погребов, казематированный мясохолодильник на Первой речке, аэродром на Второй речке, более 200 км. шоссированных дорог.

Все новые укрепления имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий, уложенных по стальным швеллерам и тавробимсам на асфальтобетонной прослойке, достигала 2,4 - 3,6 м., что обеспечивало защиту даже при обстреле из 420-мм. орудий. Конфигурация фортов точно соответствовала рельефу местности, форма которой не нарушалась, а огневые сооружения рассредоточивались на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника.

Руководил строительством известный русский военный инженер генерал-майор А.П. Шошин, начальник инженеров крепости и строитель Владивостокских укреплений.

Чтобы выполнить огромный, даже по нынешним временам, объем работ А.П. Шошин использовал все последние достижения строительной техники того времени – грузовые автомобили «Бенц», механические перфораторы при скальных и тоннельных буровзрывных работах, бетонные заводы и бетоньерки, камнедробилки, работающие на электричестве. Для доставки многих тысяч тонн песка, щебня и цемента на форты от железнодорожной станции Вторая Речка была проложена специальная железнодорожная ветка, существующая и до настоящего времени. От нее на все форты от Амурского до Уссурийского залива устроили целую систему подвесных канатных дорог, фундаменты опор которых до сих пор сохранились в пригородном лесопарке. Подобные дороги были и на Русском острове. Для канатных дорог сооружали опоры, высота которых в ряде случаев доходила до 25 м, приходилось устраивать мощные фундаменты из каменной кладки на цементном растворе, а на станциях канатных дорог – оборудовать глубокие котлованы-колодцы для противовесов, натягивающих канаты. На полуострове Муравьева-Амурского имелось две группы канатных дорог, в которых насчитывалась 44 и 71 опора, а общая длина соответственно составляла 2281,8 и 6279,1 сажени. В течение 1912 г. первая группа дорог на полуострове (от станции узкоколейной железной дороги “Средняя”), протяженностью около 4,5 верст, вступила в строй. Она могла подавать в день при одной смене людей по 10 тыс. пудов сыпучих или упакованных грузов на каждый из двух участков – форты № 6 и 7.

Вторая группа (от станции узкоколейной железной дороги “Снеговая”), протяжением около 13 верст, была окончена позже, но тоже в течение 1912 г. и имела такую же пропускную способность, однако линии к форту № 1 и мортирным батареям № I и II у бухты Горностай пришлось делать облегченными, с пропускной способностью 2500 пудов в день, с нагрузкой не более 20 пудов в одной вагонетке. Всего по канатным дорогам к концу 1912 г. было перемещено 6 млн пудов грузов.

На строительстве работало до 20 тысяч вольнонаемных рабочих, специально законтрактованных в Европейской части России. Цемент доставлялся морским путем из Новороссийска.

Владивосток оказался своеобразным полигоном для отечественной, а после 1918 года и мировой фортификационной науки. Инженерные решения, найденные при проектировании его фортификационных сооружений, опередили время на одно-два десятилетия.

Особый интерес представляет форт № 3 – первый в истории мировой фортификации полностью расчлененный форт, занимающий на местности более 30 гектар. Оригинальность устройства форта № 3 и близких к нему по конструкции укреплений вызывала единодушное восхищение у самых разных специалистов-фортификаторов.

Создание форта № 3 Владивостокской крепости явилось прологом наступления новой эры в фортификации - фортификации распыленной.

На линии обороны крепости, построенной в 1899–1904 гг. располагаются:

1) На высотах в 3–7 км от бухты Золотой Рог поперек полуострова Муравьева-Амурского – форты Графа Муравьева-Амурского и Суворова и промежуточные опорные пункты – люнет № 1, Укрепление № 1, Люнет № 2, Люнет № 3, Укрепление № 2, Саперный редут № 4, Редут № 5, форт Линевича, а также батареи крепостной артиллерии А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К и Л.

2) В северной части о. Русский – форт Русских на г. Русских, а также форт Поспелова и батарея Н крепостной артиллерии, расположенные на Саперном полуострове между бухтой Новик и проливом Босфор Восточный.

На главной линии обороны крепости, построенной в 1910 – 1916 гг. располагаются:

1) На высотах по южному борту долины реки Седанка поперек полуострова Муравьева-Амурского от б. Горностай в Уссурийском заливе до побережья Амурского залива – форты № 1–7, промежуточные долговременные опорные пункты литер «З» и «Е» и начатые постройкой опорные пункты литер «Ж» и литер «А».

2) По южному побережью острова Русский на высотах, расположенных против наиболее десантоопасных участках берега – форты № 9–12.

Форты проекта 1910 года имеют много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий, уложенных по стальным швеллерам или тавробимсам на асфальтобетонной прослойке достигает 2,4–3,6 метров, что обеспечивало защиту даже при обстреле из 420-мм орудий. Эти форты весьма своеобразны и существенно отличаются друг от друга.

Морские подступы к Владивостоку защищали около 50 береговых батарей калибра от 57 до 280 мм и 23 береговых капонира и полукапонира, представлявших собой бетонные убежища для выкатной артиллерии.

Батареи, построенные до русско-японской войны и во время военных действий, (всего около 30) выполнены, как правило, в долговременном варианте, то есть имеют бетонные основания для орудий, бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устраивали хранилища боеприпасов и убежища для артиллеристов. Таких батарей в крепости имелось 18. После русско-японской войны, в период с 1909 по 1917 гг. строились еще около 20 батарей, но большинство из них возводилось по временной схеме, то есть с бетонными основаниями для орудий, земляным бруствером и временными погребками с перспективой перестройки их в долговременные. Только на трех береговых батареях на о. Русском (№ XIII, XVII и XXX), вооруженных 10-дюймовыми пушками, и двух береговых батареях у б. Горностай (№ I и II), вооруженных 11-дюймовыми мортирами, были возведены все положенные по проекту бетонные конструкции.

При их создании также учли опыт русско-японской войны. Эти батареи почти не имели открытых неприятельскому огню бетонных поверхностей, их пороховые погреба были укрыты глубоко под земляными траверсами, под бруствером батарей была устроена потерна-убежище.

Башенные 12-дюймовые батареи не были достроены, на батарее № VII в районе бухты Тихой выполнили тоннельные работы и уложили большую часть бетона, но к монтажу металлических конструкций башен приступить не сумели, поскольку башенные артиллерийские установки были переадресованы в Морскую крепость Петра Великого (Ревель). На Русском острове на батарее № XIX выполнили только тоннельные работы. Береговые капониры, строительство которых началось в 1910 г. были к 1916 г. готовы почти все.

Кроме оборонительных сооружений крепость имела большое количество казематированных и подземных пороховых погребов, казематированный мясохолодильник, разветвленную сеть дорог, аэродром, эллинг для дирижабля, большой казарменный фонд, который мог свободно вместить до 80 тысяч человек гарнизона, гарнизонные церкви, штабные помещения и т. д.

Особого внимания заслуживает планировочная структура всего комплекса крепости. На протяжении всего периода создания оборонительной системы одновременно происходило создание дорожной сети, необходимой для строительства и дальнейшей жизнедеятельности оборонных объектов. Дороги были одним из важных элементов, обеспечивающих строительство крепости.

В годы Первой мировой войны крепость лишилась своего пехотного гарнизона и части тяжелого вооружения, отправленных на Западный фронт. Во время гражданской войны она многократно переходила из рук в руки, однако штаб крепости функционировал исправно, имущество и техника на фортах охранялась и лишь в 1923 году, по условиям соглашения с Японией, крепость упразднили. но специалисты, в том числе иностранные, обследовавшие ее сооружения сразу же после установления в Приморье Советской власти, отмечали, что восстановление ее былой мощи лишь вопрос времени.

Только в 1929 г. из-за усложнения международной обстановки во Владивостоке начались работы по воссозданию береговой обороны. Следующий этап массового оборонительного строительства во Владивостоке начался в 1932 г.

Сохранившиеся до наших дней береговые укрепления бывшего Владивостокского сектора Береговой обороны Тихоокеанского флота (ВСБО ТОФ) создавались на базе бывшей Владивостокской крепости.

Все тяжелые батареи 1930-х годов были поставлены на закрытых позициях, их оборудовали большим количеством бетонных и подземных сооружений, обеспечивавших защиту силовых станций и погребов с боеприпасами от авиационной бомбардировки, обстрела тяжелой артиллерией и от применения отравляющих газов. Предусматривалась система аварийного орошения погребов при угрозе возгорания или взрыва боезапаса. Командные пункты (КП) этих батарей оборудовали на значительном удалении от огневых позиций и, как правило, соединяли их с батареями подземными галереями (потернами). В частности, огневую позицию батареи № 982 соединили многометровой (около 250м) потерной с подбрустверной галереей бывшего форта № 10 Владивостокской крепости, где оборудовали командный пункт.

Поскольку новые батареи были построены на территории бывшего крепостного района и выполняли ту же самую задачу, что и ранее функционировавшие здесь береговые батареи Владивостокской крепости, их строительство рассматривается как естественное развитие крепости, тем более, что они входили в единый неразрывный оборонительный комплекс с теми батареями крепости, которые были модернизированы, перевооружены и использовались в советское время до 1945 года по прямому назначению.

К настоящему времени сохранились и входят в состав комплекса: батареи - 52, укрепления -2, редуты -2, опорные пункты - 7, форты - 16, пороховые погреба - 16, противодесантные капониры и полукапониры - 19, люнет, холодильник, станция канатной дороги, а также четыре советские береговые батареи постройки 30-х годов, продолжившие защиту Владивостока с моря. Всего 121 объект. Большинство этих объектов имеют в своем составе по несколько бетонных и земляных сооружений – убежищ, кофров, казарм, командных пунктов, дальномерных павильонов, рвов, земляных двориков с бетонными нишами и т.д. Всего   Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости насчитывает около 500таких сооружений. Некоторые объекты имеют в своем составе сооружения, территориально расположенные на других высотах и даже островах, например Батарея береговая № 981, расположенная на о.Русском, имеет в своем составе целеуказательные посты, расположенные на островах Попова, Рейнеке и Шкота. Командные посты батарей № 912, 901 и 982 отнесены от батарей на расстояние до 1500 м.

Без уточнения пообъектного состава Комплекса фортификационных сооружений Владивостокской крепости, дальнейшей инвентаризации каждого из сооружения, невозможно отстаивать вопросы сохранения всех элементов Комплекса. Поэтому предлагается Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости разбить на все объекты, его составляющие.

Контактная информация

Военно-исторический фортификационный музей "Владивостокская крепость"

Телефон: (4232) 40-0896

Адрес: 690000, Приморский край, г. Владивосток, Батарейная, 4а