• конкурс
  • АТП
  • Администрация приморского края
  • Раша травел
  • Аудио гид
  • топ тип

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Ростуризм: «Приморский бренд стал известен далеко за пределами региона»

03 июня 2016

Ростуризм: «Приморский бренд стал известен далеко за пределами региона»

Заместитель руководителя федерального агентства Ростуризм Роман Скорый рассказал об итогах второго Тихоокеанского Туристского форума, современных трендах туристской отрасли, федеральной целевой программе и «изюминке» Приморья в интервью primorsky.ru.

– Роман Петрович, как Вы оцениваете прошедший форум?

– Тихоокеанский форум, очевидно, добился заметных высот. Приморский бренд стал известен далеко за пределами региона. Количество и география участников 20-й  международной туристской выставки PITEговорят сами за себя.

Сам форум интересен своей многогранностью. С одной стороны это демонстрация новых тенденций продвижения турпродукта, в этой отрасли очень важно быть на гребне волны, видеть тренд и чувствовать, как меняется ситуация. С другой стороны, это обмен опытом и деловыми контактами в формате b2b.

В целом по России туристская отрасль показывает очень хорошую динамику: в 2015 году иностранцы совершили 31 миллион поездок в Россию. Турпоток из Китая вырос на 63%, на внутреннем направлении рост составил 20%. Но это далеко не предел. Общий показатель доходов от туризма в федеральный бюджет составляет 1,5% при общемировом стандарте 10%. Для сравнения, доходы в испанскую казну ежегодно составляют порядка 68 миллиардов долларов, в США 184 миллиарда. В бюджете Приморья доходы от туризма пока составляют 1%, при том, что это богатейшая территория с великолепной природой, поразительными ландшафтами, все это нужно использовать. На Тихоокеанском форуме мы как раз говорили о том, как это сделать.

– На форуме Вы сказали, что китайский турист в приоритете, почему?

– Огромное количество туристов из КНР ежегодно путешествует по миру. Только в прошлом году китайцы совершили 120 миллионов выездов из страны, потратив на путешествия 282 миллиарда долларов. То есть в среднем каждый китайский турист оставил за рубежом 2 350 долларов. При этом к нам в Россию, имеющую с КНР продолжительную границу, приехало всего несколько десятков тысяч. Это огромный рынок, в котором мы пока не завоевали, с нашей точки зрения, достойное место. Нам нужно поторопиться, создавая необходимые базовые условия, при которых китайский турист будет заинтересован в путешествиях в Россию. И здесь ключевой вопрос – это реконструкция пограничных пунктов пропуска. 

– Бывали ли Вы прежде во Владивостоке?

– Да, 23 года назад, и скажу вам, что Владивосток в 1993-м и сегодня – это небо и земля. Появилась серьезная инфраструктура, хорошие дороги, мосты, современный аэропорт, кампус Дальневосточного университета на острове Русский. Я считаю, что это хороший базис для развития туристской отрасли.

Однако сама по себе инфраструктура не привлечет большого турпотока. Сначала нужно вызвать интерес к территории, а вслед за турпотоком придет и бизнес. Мы живем в рыночной экономике, и в ситуации растущего потока бизнес четко мотивирован, понимая, что может посчитать свои доходы. Запросы рынка – экономический закон, если мы не встроимся, вряд ли можно рассчитывать на получение прибыли и достойное позиционирование станы.

Задача государства при этом – создать правильные условия для того чтобы бизнес развивался. Ведь это не только новые рабочие места, но и налоговая база, и общий расцвет экономики.

 Как государство решает эту задачу?

 Федеральная целевая программа по развитию туризма предполагает три источника финансирования: федеральный, региональный бюджеты и средства инвестора. И это партнерство выгодно всем. Регион разрабатывает проект, и, вложив всего треть в огромный проект, создает новые рабочие места и источник постоянного дохода. При этом региональная составляющая может включать и муниципальный бюджет. Государство дает всего, понимая, что нужно развить именно ту территорию. А инвестор, вложив только треть, потом управляет всем этим проектом. На мой взгляд, на сегодняшний день это одна из лучших программ в стане. В нее отобраны три приморских проекта – это спортивно-туристический кластер «Приморское кольцо», «Изумрудная долина» и Пидан. 

– Какова «изюминка» Приморья, на Ваш взгляд?

– У вас богатый ресурс и выбор направлений. Экологический туризм, морской круизный, событийный, исторический, спортивный и так далее. И на каждый продукт есть свой покупатель. Необходимо оценить свои конкурентные преимущества и капитализировать их. Если на Камчатке из девяти редчайших красных рыб на планете есть семь, а в Приморье существует уникальный комплекс Владивостокская крепость, подобным которому нет нигде в мире, но никто об этом не знает, даже ближайшие соседи, это просто  преступление. Меня, как человека, увлекающегося военной историей, очень впечатлила Ворошиловская батарея на острове Русский. Я много читал, но увидеть своими глазами, дотронуться до живой истории – совсем другое дело. И уверяю вас, посмотреть на нее хотело бы огромное количество людей, о ней просто никто не знает. Продвижение – это колоссальная работа. Маленькая Финляндия, например, на продвижение продукта в прошлом году потратила 12 миллионов евро. Мало создать интересный продукт, нужно уметь его продать, с чем у нас в России всегда были трудности. Только в последнее время мы научились делать качественную этикетку. Прежде всего, потому что у государства поменялось отношение к туристской отрасли. Такие площадки, как Тихоокеанский туристкий форум и международная выставка PITE в том числе способствуют продвижению российских брендов.

– На что сегодня особый спрос на мировом рынке, каковы современные тренды туристской отрасли?

– Одно из перспективных новых направлений – это промышленный туризм. Оно достаточно развито на мировых промышленных предприятиях, например, на заводах «Тойота». В России этот вид туризма только начал развиваться, например, в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, он вызывает неподдельный интерес как у россиян, так и у иностранцев. Я говорю о предприятиях не только промышленного, но и военного комплекса. Кто устоит перед возможностью покататься на танке и пострелять из него? Подобные проекты при желании можно развивать и в Приморье.

– О чем говорит присвоение всероссийского статуса Тихоокеанскому форуму?

– Это говорит о том, что развитие дальневосточных территорий на сегодняшний день в приоритете у  государства. А Приморский край выступает «паровозом», даже в объединении «Восточное кольцо России», в том числе благодаря преимуществам, данным региону законом о Свободном порте Владивосток. Упрощенный визовый режим облегчает формат пересечения границы, туристская инфраструктура позволяет краю претендовать на роль хаба, аккумулирующего турпотоки и распределяющего их на территории других российских регионов.

Закон, безусловно, будет способствовать развитию отрасли в регионе, но отмечу, Свободный порт Владивосток – это тоже продукт, который нуждается в продвижении. Если об этом не говорить, никто не узнает, что можно провести 8 дней на территории России без визы, въехав на ее территорию через СПВ.

Всероссийский статус Тихоокеанского форума означает, что теперь продвигать приморский бренд будет не только регион, но и вся федерация.

– Каковы, на Ваш взгляд, главные результаты второго ТТФ?

– На мой взгляд, он позволяет выйти из ситуации, в которой, как говорят испанцы, «рыба кусает свой хвост». Мероприятия деловой программы высветили основные сдерживающие факторы. Для меня такие рабочие столы – первоисточник по многим вопросам. Совершенно очевидно, что нужно вносить изменения в законодательство, которые позволят эксплуатировать маломерные суда, это очень перспективное направление для Приморского края. Следующие шаги мы будем предпринимать в том числе с депутатским корпусом.

Тихоокеанский форум – это профессиональная площадка, позволяющая быть услышанными. Мы наметили пути решения поднятых вопросов. Надо понимать, что решая проблему одного региона, мы одновременно решаем для всей страны.

Еще один важный результат Тихоокеанского форума – это обмен мнениями между профессиональным сообществом. Завтра из этих встреч «вырастут» новые продукты, которые будут востребованы на рынке.