Ночь перед Рождеством. Опера в трёх действиях

27 января 2018

Ночь перед Рождеством. Опера в трёх действиях
Владивосток, Приморская сцена, Большой зал
27 января
суббота
17:00

Ночь перед Рождеством

Опера в трёх действиях

 

Исполняется на русском языке
Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Сюжет гоголевской «Ночи перед Рождеством» пользовался необычайной популярностью: известный поэт Полонский сделал на его основе либретто, а дирекция русских Императорских театров объявила конкурс на создание оперы по этому сценарию. Римский-Корсаков не принял участия в конкурсе, однако исторически именно он одержал в нём победу: корсаковская «Ночь перед Рождеством» стала самым долгоживущим и репертуарным произведением на данную тему. Композитор не использовал текст Полонского, поскольку решил в точности придерживаться Гоголя и сам проделал великолепную работу с литературным материалом. Гоголевская повесть обработана и представлена им чрезвычайно интеллигентно, и при этом с той долей искромётного юмора, с такой красивой и тонкой иронией, с такими острохарактерными типажами, что подчас слёзы катятся от смеха.

Задумав новое сочинение завершением цикла обрядовых опер, Римский-Корсаков дополнил основные сюжетные линии повести новыми сценами и персонажами. Предыдущие оперы «Снегурочка», «Майская ночь» и «Млада», возможно, предваряли появление действующих лиц из полуязыческих поверий, сохранившихся в христианских празднествах Рождественской ночи: Чёрт, Ведьма (Солоха) и Колдун (Пацюк), Коляда и Овсень. Бесценным лирическим страницам оперы с прекрасными ариями главных героев не уступают массовые обрядовые сцены, которые и придают произведению его колорит, очарование и уникальность.

Всё, что Гоголь выразил литературными средствами, Римский-Корсаков передал с помощью музыки. Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске. Нечистая сила здесь тоже подана очень весело, без всякой «готики»: и у ведьмы Солохи может быть замечательный сын, побеждающий чёрта силой животворящего креста.

Постановку, созданную для сцены Концертного зала в 2008 году, а затем перенесённую на историческую сцену Мариинского театра, относят к безусловным премьерным удачам. Режиссура, декорации, костюмы, свет в ней — яркие, добротные и впечатляющие своей зрелищностью. Здесь учтены и абсолютно все театральные возможности: метель, игра звёзд в жмурки, фантастический полёт рождают у публики полное ощущение присутствия, делая её соучастницей происходящего. Все артисты, занятые в спектакле, с удовольствием поют, играют и танцуют, заряжая зрительный зал бьющей через край энергией. Эта постановка для семейного просмотра — одна из тех, с которых начинается настоящая любовь к опере.

Надежда Кулыгина

ИСПОЛНИТЕЛИ

Чуб — Сергей Плешивцев
Оксана — Алена Диянова
Голова — Геннадий Ахмедов
Солоха — Татьяна Макарчук
Кузнец Вакула — Алексей Костюк
Панас — Виталий Янковский
Дьяк — Алексей Смирнов
Пацюк — Евгений Плеханов
Чёрт — Всеволод Марилов
Царица — Лаура Бустаманте
Баба с обыкновенным носом — Елена Третьякова
Баба с фиолетовым носом — Светлана Рожок

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Николая Римского-Корсакова 
Либретто композитора

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик — Ольга Маликова
Сценография — Ксения Пантина
Художник по костюмам — Варвара Евчук
Художник по свету — Глеб Фильштинский 
Видеодизайнер — Виктория Злотникова 
Балетмейстер-постановщик — Надежда Калинина 
Ответственный концертмейстер — Марина Репина
Хормейстеры — Лариса Швейковская, Анна Пипия
Репетитор балета — Александр Климов